Энциклопедия "Мой Курск"


А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ - вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям. А. т. начал развиваться с начала 20 в. В 1900 во всём мире было 11 тыс. автомобилей, 1 млн. 826 тыс. в 1914; 46 млн. 057 тыс. к началу 1940; и 102 млн. 827 тыс. к началу 1957. Быстрому развитию А. т. способствуют простота управления автомобилем и его мобильность; способность автомобиля при необходимости передвигаться по любым наземным дорогам и подходить непосредственно к местам нахождения и доставки грузов и пассажиров; относительно небольшая полная стоимость перевозки грузов (с учётом сокращения затрат на начальные и конечные операции и исключения перегрузочных работ); возможность бестарной перевозки грузов в дешёвой упаковке и т. д.
    В России накануне 1-й мировой войны (1913) имелось всего 8,8 тыс. автомобилей, преимущественно легковых; А. т. было перевезено 10 млн. т грузов. В СССР развитие А. т. началось после создания отечественной автомобильной промышленности. В 1928 было перевезено 20 млн. т грузов. После создания автомобильной промышленности резко возросло участие А. т. в общей транспортной работе. В 1940 было перевезено 858,6 млн. т грузов; 4 200,9 млн. т - в 1956.
   Пассажирский А. т. (легковые автомобили и автобусы) успешно развивается благодаря удобству пользования им как для индивидуальных, так и для групповых поездок. В качестве общественного вида транспортных средств по перевозке пассажиров в городах и между городами значительное распространение получили автобусы. В 1956 регулярное движение автобусов имелось в 844 городах СССР, из них примерно в 750 городах автобусы были единственным видом городского транспорта. Городскими автобусами перевезено (1956) 5,2 млрд. пассажиров. Доля участия автобусов во внутригородских перевозках пассажиров (трамвай, троллейбус, метро) составила 6,5% в 1940 и 35,5% в 1956. Междугородные перевозки пассажиров в 1956 осуществлялись по 3423 маршрутам регулярного движения автобусов общим протяжением 368 тыс. км. На этих линиях в 1956 перевезено 257,3 млн. пассажиров. Доля участия автобусов в перевозках пассажиров всеми видами транспорта составила 5,9% в 1940 и 32,6% в 1956. При общем росте перевозок пассажиров с 9,9 млрд. в 1940 до 16,7 млрд. в 1956, или в 1,7 раза, перевозки автобусами возросли с 0,59 млрд. до 5,45 млрд. пассажиров, т. е. в 9,2 раза.
    Первыми такси в Курске следует считать те несколько автомобилей, которые с 18 сентября 1911 начали курсировать по городу, беря за проезд 50 коп. за версту. Позднее был организован прокат автомобилей. Перед Октябрьской революцией в Курске оказался в полном составе прибывший с фронта английский броневой автомобильный дивизион, имевший на вооружении бронемашины и автомобили разных марок, а также ремонтные мастерские и продовольствие. Англичане приспособили под жильё заброшенные в то время казармы у Херсонских шпилей. Оборудовали мастерские. В 1918 британский автобатальон по договоренности Англии с Советским правительством выехал через Архангельск на родину, а автомобили, бронемашины и оборудование мастерских были оставлены в Курске. Мастерская впоследствии стала одним из лучших предприятий Курска. В конце октября 1921 В. И. Лениным был подписан декрет о создании в Курске Губернского управления местного транспорта - треста "Губгужтранс". В состав первой областной гос. транспортной организации вошли 400 телег, 8 мотоциклов и 6 автомобилей, а также мастерская, доставшаяся в наследство от британского автобатальона. Первые легковые такси марки М-1 Горьковского автозавода появились на улицах Курска в 1940. Водили эти автомобили Иван Павлов, Дмитрий Локтионов, Павел Давыдов. На 1 января 1989 "Курскавтотранс" имел легковых такси разных марок около 300 единиц, большинство которых было радиофицировано. За 1988 год такси было оказано услуг населению более чем на 5 млн. руб.
    Первый 45-сильный автобус в Курске появился 7 июля 1912. Принадлежал он частному лицу Я. И. Драпико, который привёл его из Харькова. Курсировал автобус между Курском и Фатежом два раза в день со скоростью 25 вёрст в час. В послереволюционное время первые два автобуса начали курсировать по улицам Курска 15 ноября 1934 по линии "Красная площадь - ж.-д. вокзал". В сентябре 1935 открылась вторая автобусная линия "Красная площадь - ул. Дзержинского - Херсонские ворота - ж.-д. станция Рышково". В первые послевоенные годы в Курске появилось еще несколько маршрутов. Осуществляла перевозки пассажиров Курская автоколонна № 9, которая ежегодно, начиная с 1953, пополнялась новыми автобусами и таксомоторами. В 1960 служба такси была выделена в самостоятельное предприятие. В 1963 автоколонна № 9 была преобразована в Курскую автоколонну № 1307, которая была упразднена в 1979 году. Вместо неё образовались два транспортных предприятия (ПАТП-2 и ПАТП-3). Городскими перевозками стало заниматься ПАТП-2. В 1989 в Курске существовало уже 24 маршрута, по которым перевозилось ежедневно 250 тыс. человек. В 1996 количество автобусных маршрутов возросло до 38, увеличился и поток пассажиров. В настоящее время в Курске действуют около 40 автобусных линий, город связан междугородными автобусными маршрутами со всеми районными центрами области, со смежными областными центрами: Брянском, Воронежем, Липецком, Орлом и Белгородом, а также с крупными городами Украины - Киевом, Харьковом и Сумами. В городе действует центральный автовокзал и две автостанции (северная и восточная).


На главную страницу

2008 - 2023